Главное событие

Фотогалерея

Контакты
Ещё информации
628148, РФ, Тюменская область, ХМАО-Югра, Березовский район, с. Саранпауль, ул. Советская 1

Телефон:
8(34674)
45-3-13

с. Саранпауль
Телефон/Факс: 8(346-74) 45-3-13
Глава: 8(346-74) 45-3-60
с. Сосьва
Телефон/Факс: 8(346-74) 43-2-23
Зам. главы: 8(346-74) 43-2-24
 
График приёма:
Рабочее время: с 900 до 1800
Перерыв на обед: с 1300 до 1400
Выходные дни: Суббота ,Воскресенье

Анонсы

Главная » Поселение » Коренные народы

Коренные народы

Ман­си

Се­вер­ная груп­па ман­си за­нима­ет бас­сейн Се­вер­ной Сось­вы с при­током Ля­пин и вер­ховья Лозь­вы и Пе­лыма. Часть се­вер­ных ман­си ока­залась на тер­ри­тории пра­вобе­режья Оби; се­вер­ные ман­си счи­та­ют­ся позд­ним эт­ни­чес­ким об­ра­зова­ни­ем, от­но­сящим­ся к XVII-XVI­II вв. Осо­бен­ности куль­ту­ры каж­дой из групп ман­си оп­ре­деля­ют­ся не толь­ко фи­зико-ге­ог­ра­фичес­ки­ми ус­ло­ви­ями, но раз­ны­ми тра­дици­ями как следс­тви­ем ге­нези­са и пу­тей эво­люции куль­ту­ры.

Тер­ри­тория, где про­жива­ют в пос­ледние сто­летия ман­си, - это зо­на тай­ги с мно­жест­вом во­до­емов в ви­де рек, озер.

Ос­но­ву жиз­не­де­ятель­нос­ти хо­зяй­ства сос­тавля­ли, а по­рой сос­тавля­ют и в нас­то­ящее вре­мя, охо­та, ры­боловс­тво, со­бира­тель­ство, ко­торые до­пол­ня­ют­ся иног­да оле­неводс­твом. Поч­ти вез­де те­перь хо­зяй­ство но­сит комп­лек­сный ха­рак­тер и толь­ко в об­ря­дах, фоль­кло­ре упо­мина­ют­ся те вре­мена, ког­да хо­зяй­ство бы­ло ори­ен­ти­рова­но на ка­кой-то один вид де­ятель­нос­ти. В не­боль­шой сте­пени бы­ло раз­ви­то ско­товодс­тво и ко­неводс­тво.

Тра­дици­он­ное хо­зяй­ство, ма­тери­аль­ная куль­ту­ра и ве­рова­ния ман­си сох­ра­нили свои чер­ты вплоть до нас­то­яще­го вре­мени.

Ха­рак­терной осо­бен­ностью в про­мыс­ло­вых ви­дах де­ятель­нос­ти яв­ля­ет­ся – мак­си­маль­ное ис­поль­зо­вание при­род­ных ма­тери­алов (де­рево, кор­ни, прутья, сучья, пе­сок, ка­мень, тра­ва, вет­ки и т.п.), а так­же из­го­тов­ле­ние ло­вушек не­пос­редс­твен­но на мес­те про­мыс­ла. К осо­бен­ностям, кро­ме то­го, мо­жет быть от­не­сено на­личие очень боль­шо­го ко­личест­ва ви­дов за­пор­но­го ры­боловс­тва, а так­же ви­дов зве­ролов­ных ло­вушек ущем­ля­юще­го, да­вяще­го, по­ража­юще­го, уду­ша­юще­го и т.п. дей­ствий. С кон­ца XIX в. пре­об­ла­да­ют так на­зыва­емые ак­тивные спо­собы, ког­да во­ору­жен­ные охот­ни­ки прес­ле­ду­ют зве­ря. Пуш­ная охо­та (бел­ка, со­боль, ку­ница) из­давна име­ла то­вар­ное зна­чение, хо­тя в ос­новном до на­чала XX ве­ка хо­зяй­ство ман­си ос­та­валось на­тураль­ным. Все не­об­хо­димое (жи­лище, средс­тва пе­ред­ви­жения, ут­варь, ло­вуш­ки, обувь, одеж­да и т.п.) из­го­тов­ля­лось в каж­дой семье.

Е.Г. Фе­доро­ва вы­деля­ет у ман­си нас­коль­ко комп­лек­сов эле­мен­тов куль­ту­ры: 1 – осед­лых та­еж­ных ры­боло­вов и охот­ни­ков; 2 – ко­чево­го ско­товод­ческо­го на­селе­ния; 3 - ко­чево­го та­еж­но­го и тунд­ро­вого на­селе­ния; 4 – ко­ми зы­рянс­кий; 5 – та­тарс­кий; 6 – русс­кий.
Для тра­дици­он­но­го ук­ла­да жиз­ни ха­рак­терно ща­дящее от­но­шение к при­роде, ко­торое поз­во­ляло сба­лан­си­ровать два вза­имоиск­лю­ча­ющих про­цес­са: восп­ро­из­водс­тво куль­ту­ры и восп­ро­из­водс­тво при­роды. Сле­ду­ет от­ме­тить, что от­но­шение к при­роде су­щест­вен­ным об­ра­зом бы­ло де­фор­ми­рова­но дваж­ды: в пе­ри­од хрис­ти­ани­зации и в со­ветс­кий пе­ри­од.

Ха­рак­терны­ми осо­бен­ностя­ми бы­та ман­си, как и дру­гих си­бирс­ких охот­ничьих на­родов, яв­ля­лось то, что от­но­шение в кол­лекти­ве и меж­ду кол­лекти­вами, как и меж­ду оп­ре­делен­ны­ми людь­ми, стро­ились на пол­ном вза­им­ном до­верии. Все тра­дици­он­ные жи­лища, хо­зяй­ствен­ные пост­рой­ки, зве­ролов­ные и ры­болов­ные ло­вуш­ки на приб­режной час­ти или во­де не ох­ра­нялись, бы­ли дос­тупны для каж­до­го. Ник­то не по­сягал на чу­жую собс­твен­ность, а у че­лове­ка от­сутс­тво­вало чувс­тво со­ци­аль­ной опас­ности.

Оле­неводс­тво у боль­шинс­тва групп слу­жило транс­пор­тным це­лям; в ка­чест­ве ос­новной эта от­расль бы­ла и ос­та­ет­ся у ниж­не­обс­ких ман­си. Дру­гим до­маш­ним жи­вот­ным бы­ла и ос­та­ет­ся со­бака, без по­мощи ко­торой до­быва­ют­ся лишь не­кото­рые зве­ри и пти­цы.
Ос­новным средс­твом пе­ред­ви­жения слу­жили лод­ки-долб­лен­ки и боль­шие до­щатые кру­тые лод­ки-ка­юки. Зи­мой ис­поль­зо­вались лы­жи, нар­ты (оленьи и со­бачьи). Боль­шая часть ман­си ве­ла по­лу­осед­лый об­раз жиз­ни. У охот­ни­ков и ры­боло­вов поч­ти для каж­до­го вре­мени го­да имел­ся ка­кой-ли­бо осо­бый тип жи­лища, со­от­ветс­тву­ющий се­зону и ви­ду де­ятель­нос­ти. Мес­та по­селе­ний ме­нялись каж­дые 10-16 лет в за­виси­мос­ти от на­личия ле­са – су­хос­тоя, ко­торый ис­поль­зо­вали на дро­ва. Как и жи­лые пост­рой­ки: на­весы, ло­базы, прис­по­соб­ле­ния для коп­че­ния ры­бы, мя­са; стро­ились сво­еоб­разные ук­ры­тия для со­бак и оле­ней, за­щища­емых раз­личны­ми ви­дами ду­моку­ров.

Ут­варь и все не­об­хо­димое в семье из­го­тав­ли­валось каж­дой семьей с соб­лю­дени­ем по­ловоз­раст­но­го прин­ци­па раз­де­ления тру­да: об­ра­бот­ка де­рева, кос­ти, ме­тал­ла – де­ло мужс­кое; об­ра­бот­ка бе­рес­ты, ко­жи, из­го­тов­ле­ние су­хожиль­ных ни­тей, раск­рой тка­ни – де­ло женс­кое. Ос­новной пи­щей ман­си еще в не­дав­нем прош­лом бы­ли ры­ба и мя­со (сы­рое или ва­реное, но не жа­рен­ное; са­мое расп­рос­тра­нен­ное – это мя­со и ры­ба в мо­роже­ном ви­де).

Ко­ми

Сов­ре­мен­ные ко­ми предс­тав­ле­ны че­тырь­мя груп­па­ми: ко­ми-зы­ряне, ко­ми-пер­мя­ки, зюз­динцы и язь­винс­кие ко­ми.

Ко­ми-зы­ряне жи­вут в ос­новном на тер­ри­тории Ко­ми Рес­публи­ки, не­боль­шие груп­пы (Тю­менс­кая, Омс­кая обл.) на Коль­ском по­лу­ост­ро­ве в Не­нец­ком ав­то­ном­ном ок­ру­ге Ар­хангель­ской об­ласти.

Ко­ми зы­рянс­кий язык предс­тав­лен 11 ди­алек­та­ми: ниж­не­выче­годс­ким, верх­не­выче­годс­ким, сред­не­сысоль­ским, при­сык­тывкарс­ким, верх­не­сысоль­ским, удорс­ким, ижемс­ким, вымс­ким, пе­чорс­ким и лу­зеко­летс­ким. Ко­ми язык от­но­сит­ся к ста­ропись­мен­ным язы­кам. Пись­мен­ность у ко­ми воз­никла в кон­це XIV ве­ка. Она бы­ла соз­да­на в 1830 го­ду епис­ко­пом Сте­фаном Перм­ским. В со­ветс­кое вре­мя сфор­ми­рова­лись и по­лучи­ли раз­ви­тие два раз­личных ли­тера­тур­ных язы­ка: ко­ми-зы­рянс­кий и ко­ми-пер­мяцкий, ко­торые име­ют один ал­фа­вит, сос­тавлен­ный на русс­кой гра­фичес­кой ос­но­ве. Ко­ми язык от­но­сит­ся к фин­но-угорс­кой вет­ви ураль­ской язы­ковой семьи. Бли­жай­ши­ми родс­твен­ни­ками на­рода ко­ми яв­ля­ют­ся уд­мурты, ко­торые вмес­те с на­ми сос­тавля­ют перм­скую груп­пу фин­но-угорс­ких на­родов.

Хо­зяй­ство

В XI-XII вв. на Ев­ро­пей­ском се­веро-вос­то­ке по­яв­ля­ет­ся па­шен­ное зем­ле­делие. На­ряду с зем­ле­дели­ем бы­ло раз­ви­то ско­товодс­тво, ко­неводс­тво, мо­лоч­ное ско­товодс­тво, ов­це­водс­тво, сви­новодс­тво. На рас­копках по­селе­ний и мо­гиль­ни­ках об­на­руже­ны кос­ти ло­шадей, ко­ров, овец и сви­ней, а так­же конс­кие уди­ла и нож­ни­цы для стриж­ки овец. Ло­шадь ис­поль­зо­валась в ка­чест­ве тя­говой си­лы при па­шен­ном зем­ле­делии и для пе­рево­зок. Ов­це­водс­тво яв­ля­лось ис­точни­ком пи­щи и одеж­ды. Бы­ли раз­ви­ты до­маш­ние про­из­водс­тва: ке­рами­чес­кое, ко­жевен­ное, кос­те­рез­ное, сто­ляр­ное. Боль­шая часть по­суды из­го­тав­ли­валась из гли­ны. Встре­ча­ют­ся мед­ные ко­тел­ки, бе­рес­тя­ные и де­ревян­ные со­суды. Ко­жевен­ное про­из­водс­тво: на­ход­ки ко­жаных рем­ней, вы­делан­ной ко­жи, са­пож­ных но­жей, на­конеч­ни­ков стрел и т.д. Важ­ное мес­то в хо­зяй­стве за­нима­ла об­ра­бот­ка ме­тал­лов. Бы­ли раз­ви­ты куз­нечное и брон­зо­литей­ное про­из­водс­тво. Все ору­дия тру­да, мно­гие пред­ме­ты бы­та, про­из­водс­твен­ный ин­вентарь из­го­тов­ле­ны из же­леза. Брон­за ис­поль­зо­валась, преж­де все­го для из­го­тов­ле­ния ук­ра­шений, а так­же не­кото­рых пред­ме­тов бы­та (ко­тел­ков). Тра­дици­он­ным хо­зяй­ством яв­ля­лась охо­та и рыб­ная лов­ля. Охо­та яв­ля­лась важ­ным средс­твом су­щест­во­вания. Она да­вала и пи­щу и одеж­ду. Так­же важ­ное мес­то за­нимал пуш­ной про­мысел. Ме­ха поль­зо­вались боль­шим спро­сом на меж­ду­народ­ных рын­ках.

Древ­ние ко­ми пок­ло­нялись бо­гам, пок­ро­вите­лям охо­ты и рыб­ной лов­ли. В жерт­ву идо­лам ко­ми при­носи­ли со­болей, куниц, рысей, ли­сиц и дру­гих зве­рей.

О за­няти­ях ры­боловс­твом сви­детель­ство­вали на­ход­ки кос­тей рыб, че­шуи, ры­болов­ных крюч­ков, гру­зил.

Жизнь, быт, одеж­да

Зы­ряне – на­род здо­ровый, рос­лый. Ру­мяные ли­ца с жи­вым и свет­лым взгля­дом се­ро-го­лубых глаз ук­ра­шены ок­ла­дис­ты­ми бо­рода­ми. Бе­лоли­цые зы­рян­ки по­ража­ют сво­ей жи­вой кра­сотой. Ко­ми – энер­гичный, предп­ри­им­чи­вый и ра­ботя­щий на­род, сре­ди них мно­го плот­ни­ков, сто­ляров, куз­не­цов и печ­ни­ков. Глав­ное же их за­нятие – тор­говля. В тор­говле они бы­ли про­ныр­ли­выми, и спо­соб­ны­ми к тя­жело­му фи­зичес­ко­му тру­ду. Так­же это ре­лиги­оз­ный на­род, стро­го соб­лю­да­ют пос­ты и по­сеща­ют церк­ви. В пос­леднее вре­мя меж­ду ни­ми за­мет­но силь­ное стрем­ле­ние к об­ра­зова­нию. Зы­ряне охот­но по­сеща­ют русс­кие шко­лы, и по­лови­на их де­тей гра­мот­на.

 

Дата создания материала: 28-09-2017. История изменений

Администрация сельского поселения
Саранпауль
Тюменская область, ХМАО-Югра,
Березовский район
628148, РФ, Тюменская область, ХМАО-Югра, Березовский район, с. Саранпауль, ул. Советская 1
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Спасибо за вашу помощь!
captcha
Введите код: *